
2023-08-22
Многие начинающие дайверы задаются вопросом о том нужно или нет проводить регулярный сервис своего личного снаряжения.
Особенно регулятора.
Особенно, если используется он всего несколько раз в год в ходе «отпускных нырялок».
Вопросов возникает множество:
- Что вообще такое - сервисное обслуживание регулятора?
- Если все же делать сервисное обслуживание регулятора для дайвинга, то как часто?
- Самому или у «специально обученных персон» в сервис-центрах?
- Нужно ли «ухаживать» за регулятором для дайвинга в ходе его эксплуатации и как это делать правильно?
- Как хранить свои регуляторы между погружениями?

Быть или не быть сервисному обслуживанию, делать или не делать…
С одной стороны, зачем «беспокоить» любимый регулятор посторонним вмешательством.
Ведь он такой красивый, блестит себе на солнышке своими хромированными деталями и оплеткой шлангов.
Заботливо протертый тряпочкой, пластик вторых ступеней выглядит так, будто только что из магазина.
Жаль даже к баллону прикручивать красоту такую…
Дайверы, по большей части – люди аккуратные. Не пьют, не курят, матом не ругаются. Бережно относятся к своим регуляторам. Холят их и лелеют. Пылинки сдувают.
Они даже хранят их в специально купленных, по случаю, регулятор-бэгах. Без особого повода из сумочки не вытаскивают…
Надеются, что здоровый образ жизни и вечерняя молитва продлят срок службы их любимого регулятора.
Было время, когда на курсе OWD, инструктор рассказывал им, что приобретение личного регулятора – это «капиталовложение в собственную безопасность».
Дайверам этот тезис нравился. Безопасность - штука важная.
Еще инструктор говорил что-то о сервисе и уходе за регуляторами.
Но, во-первых – было это давно и некоторые детали стерлись из памяти.
Во-вторых – подобные рекомендации сильно «попахивали» маркетингом и вели к дополнительным расходам.
А "дополнительные расходы" дайверы не любят.
Безопасность любят, а расходы - нет...

С другой стороны, страшные истории об отказе регуляторов под водой, коими полнятся различные дайв-форумы и рассказы «бывалых», возвращают дайверов к навязчивой мысли о Безопасности и к новым сомнениям по поводу необходимости сервисного обслуживания регуляторов…
СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ с последующим РАСКАЯНИЕМ и ВЫВОДАМИ.
(история найдена на просторах свободного инета)
«Ну что - в общем допрыгался! Впервые в жизни в ходе последней поездки на Филиппины получил отказ первой ступени РЕГУЛЯТОРА…»
«Регулятор служил мне верой и правдой до этого дня. На нем было сделано 287 дайвов до того как случился отказ. К моему стыду, нормально первая ступень не обслуживалась ни разу.»

«При анализе отказа и разборке первой ступени (слава богу ключ газовый нашел в местном дайвцентре) выяснилось, что мембрана была в плачевном состоянии с трещинами по поверхности и раздавленной накладкой, шток был весь зелененький, внутри ступени были видны явные следы коррозии и грязи.»

«Сразу вспомнил что после предыдущей поездки случайно забыл закрыть первую ступень колпачком и в открытом виде бросил отмокать ее в ванну на 3 часа.»
«Вывод - народ!!! не надо жалеть денег и времени на сервис!!! Раз в год надо сдавать регулятор на сервис для полной очистки, замены изношенных деталей и регулировки. Иначе можно получить адреналина на ровном месте...!!!»
Вот такая история. В сокращенном варианте.
Автор страшной истории, лично мне - не известен.
Особенно "улыбнуло":
«газовый ключ, нашедшийся в дайвинг центре» и
«регулятор с открытым коннектором, отмокающий в воде».
Но вывод автор сделал правильный – сервис регулятору делать нужно.
Что такое, сервисное обслуживание регуляторов?

Этапы обслуживания первых и вторых ступеней регуляторов.
Как это делаем мы:
- визуальный осмотр регулятора, принятого на сервисное обслуживание и фиксация номеров составляющих его блоков + фото-фиксация исходного состояния;
- откручивание всех шлангов LP и HP от первой ступени, выкручивание всех заглушек с портов (LP и HP), откручивание вторых ступеней регулятора от шлангов LP. Визуальный осмотр состояния шлангов на предмет потертостей, трещин и грыж. Деффектовка о-рингов шлангов и заглушек портов;

- разборка и визуальный осмотр деталей первой ступени регулятора + фото-фиксация исходного состояния деталей внутри первой ступени;
- съём всех о-рингов. Чистка и промывка деталей от загрязнений и старой смазки в ультразвуковой ванне;

- Просушка деталей;
- Замена всех о-рингов, фильтра и т.д. (Всё, что входит в сервисный комплект производителя, предназначенный для конкретного типа регуляторов. К примеру: APEKS REGULATOR SERVICE KIT – RT141114 1st STAGE KIT);
- Смазка всех о-рингов первой ступени кислородно-совместимой смазкой CHRISTO-LUBE;
- Сборка регулятора первой ступени;

- разборка и визуальный осмотр деталей вторых ступеней регулятора + фото-фиксация исходного состояния деталей;
- съём всех о-рингов. Чистка и промывка деталей от загрязнений и старой смазки в ультразвуковой ванне;
- Просушка деталей;
- Замена всех о-рингов и т.д. (Всё, что входит в сервисный комплект производителя, предназначенный для конкретного типа регуляторов. К примеру: APEKS REGULATOR SERVICE KIT – RS135111 2nd STAGE service KIT);
- Смазка всех о-рингов второй ступени кислородно-совместимой смазкой CHRISTO-LUBE;
- Сборка регуляторов второй ступени;

- Сборка всей системы регуляторов (паука);
- Регулировка первой ступени регулятора (выставляем установочное давление в допуски). Фото-фиксация выставленного установочного давления. При необходимости – проводим «занижение для холодной воды». Маркировка даты сервисного обслуживания;
- Регулировка вторых ступеней регулятора (сопротивление на вдох) и проверка герметичности системы.

Как часто регуляторы требуют сервисного обслуживания?
Еще на курсах OWD дайверам говорят, что сервисное обслуживание регулятора должно проводиться через каждые сто погружений, но не реже, чем раз в год.
Обратите внимание! Даже, если вы не совершили ни одного погружения в течении года, ваш регулятор должен пройти сервисное обслуживание.
Некоторые производители подводного снаряжения немного «смягчают» свои требования к периодичности обслуживания, производимых ими регуляторов. Они рекомендуют проводить сервис не реже, чем раз в два года.
Маркетинг? Думайте сами.
В реальной жизни, интервал времени через который вам потребуется сделать сервисное обслуживание своего регулятора, зависит от очень многих параметров.
К сожалению, дайверы не всегда могут учесть их все.

На то, когда вашему регулятору потребуется сервис, влияет даже то время, в течении которого он «лежал на полке в магазине», перед тем, как вы его приобрели.
Кроме того, на то, как быстро ваш регулятор потребует обслуживание влияет:
- интенсивность и длительность эксплуатации регулятора;
- условия эксплуатации (пресная или соленая вода, жара или холод, используемые газовые смеси, загрязнённая вода или «чистая» и т д);
- насколько тщательно и правильно вы промываете и опресняете свой регулятор после погружений;
- качество воздуха (газовых смесей) в используемых вами баллонах;
- соблюдение правил эксплуатации и ухода (к примеру: недопущение попадание воды внутрь первой ступени);
- качество проведения промежуточных сервисов (если регулятор уже не новый);
- условия хранения регуляторов и т. д…
Этот список можно продолжать еще долго…

Мы рекомендуем вам придерживаться тех рекомендаций, которые были прописаны вначале:
РЕГУЛЯТОР ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 100 ПОГРУЖЕНИЙ , НО НЕ РЕЖЕ, ЧЕМ ОДИН РАЗ В ГОД.
Сервисное обслуживание регуляторов должно проводиться специалистами прошедшими специальное обучение по его проведению.
Но, при желании, наличии интереса, времени и рук «растущих из нужного места», Мы очень рекомендуем Вам пройти подобное обучение.
Даже базовые навыки и умения по сервису регуляторов, а так же понимание их устройства и принципов работы, обязательно пригодятся в вашей дайверовской практике.

Правда, встречаются и такие «бывалые дайверы», регуляторы которых не видели сервис лет по десять и более.
А это значит, что мы еще услышим новые истории о «героических выходах из аварийных ситуаций из-за отказа регуляторов под водой»…
Нужно ли «ухаживать» за регулятором в ходе его эксплуатации?
И как это делать правильно.
Как мы уже говорили, дайверы – люди, по большей части, аккуратные. Вот, если бы не лень…
Не ЛЕНИТЕСЬ!

Промывайте и опресняйте свой регулятор чистой пресной водой в конце каждого дня погружений. Особенно, если погружения у вас были в соленой морской воде.
Не пренебрегайте промывкой и после погружений в пресноводные водоемы и после занятий в бассейне.
НО! Делайте это правильно!
Промывка и опреснение регуляторов.
Важно!
В ходе промывки и опреснения вашего регулятора вода не должна попадать внутрь системы. Туда, где она обычно не присутствует и не должна присутствовать – внутри первых ступеней регуляторов, внутри шлангов HP и LP.

Промывка и опреснение регулятора. Вариант 1-й (регулятор не находится под давлением).
Если ваш регулятор уже снят с баллона и не находится под давлением, не допускайте попадание воды внутрь первой ступени через отверстие коннектора.
Для этого - зажмите отверстие пальцем или оденьте резьбовой защитный колпачок на коннектор во время промывки. (К слову, колпачки не всегда помогают. Палец надежнее.)
Погрузите ваш регулятор в чистую пресную воду или поместите под струю воды. Промывайте и опресняйте регулятор 3-4 минуты.

Не допускайте нажатия «кнопки» принудительной подачи на вторых ступенях регуляторов в ходе их промывки и опреснения, если ваш регулятор не находится под давлением. Это может привести к попаданию воды в шланги и последующему её затеканию в первую ступень.
Попадание воды внутрь первой ступени регулятора, без проведения последующего безотлагательного сервиса, запускает процессы некорректной ее работы, усложнения возможности последующего сервисного обслуживания и выхода из строя вашего регулятора.
После промывки:
Протрите насухо резьбу коннектора первой ступени полотенцем,
Установите на коннектор первой ступени защитный колпачок (колпачок должен быть сухим).

Миф о необходимости продувки защитных колпачков и коннекторов первых ступеней после погружения.
Возможно, вам приходилось видеть, как некоторые «матёрые» дайверы что-то продувают в своем регуляторе, приоткрыв вентиль баллона.
Сложно описать словами всю бессмысленность, а иногда и вредность подобного ритуала.
У его приверженцев явно выражены две группы заблуждающихся.
Одни продувают отверстие коннектора первой ступени, другие – защитный колпачок коннектора.
Основная цель «продувателей» - просушить то, что они продувают.
Попутно, можно ещё попугать окружающих щипением воздуха из баллона, продемонстрировав свою матёрость.
Сейчас объясним, почему делать ни то, ни другое не нужно.

Если вы продуваете отверстие коннектора первой ступени вашего регулятора, то пытаетесь просушить то, что и так сухое. Смысл манипуляций – отсутствует полностью.
В просушке колпачка смысла чуть больше. Если, конечно, вам действительно удастся его высушить таким способом.
Если нет, то оставшиеся в колпачке капли соленой воды, могут попасть в фильтр первой ступени регулятора.
Вашему регулятору это не полезно…
Гораздо лучше отсоединить защитный колпачок от первой ступени и оставить его в кармане шорт или регулятор-бэге на поверхности. Тогда и сушить ничего не придется.
Да и болтающийся на веревочке рядом с вашей первой ступенью кусок пластика – плохая идея для хорошего дайвера…

Промывка и опреснение регулятора.
Вариант 2-й (регулятор находится под давлением).
Если условия на месте позволяют, промывайте все ступени не снимая регулятор с баллона и не закрывая вентиль.
В этом случае, ваш регулятор будет находиться под давлением. Промывать вторые ступени будет легко, направляя поток воды во внутрь через загубник.
В этом варианте не нужно опасаться нажатия на кнопки принудительной подачи. Тем более, будет невозможно попадание воды в первую ступень через коннектор.
Не забывайте промывать и опреснять коннекторы шлангов поддува BCD и сухого гидрокостюма.
В конце серии погружений в соленой воде (перед длительным хранением) желательно добавить следующие процедуры, к уже описанным процедурам промывки и опреснения регулятора:
Более тщательное, чем ежедневное, опреснение вторых ступеней регуляторов.
Промывка мест соединения шлангов с первой и вторыми ступенями регуляторов и шланга HP с манометром.
При необходимости, нужно сдвинуть защитные протекторы шлангов в сторону (после просушки регулятора, протекторы нужно вернуть на место).
Очистка резьбы коннектора первой ступени от солевых и грязевых отложений при помощи щетки (к примеру – зубной).
Контроль состояния о-ринга коннектора и его замена при необходимости.
Визуальный осмотр состояния шлангов LP и HP регулятора на предмет выявления потертостей, трещин и межоболочковых грыж.
Оценка целостности загубников на вторых ступенях.
Просушка регулятора, которую желательно проводить в стороне от нагревательных приборов и отсутствии прямых солнечных лучей.

Как хранить свои регуляторы между погружениями?
Перевозить регуляторы от места к месту погружения, лучше в специально предназначенных для этого сумках – регулятор-бэгах.
Шланги регуляторов нужно аккуратно укладывать по окружности (по периметру) регулятор-бэга, не допуская переломов и скручиваний.
Первые и вторые ступени регуляторов, а также манометры - располагать и фиксировать в центре сумки, не допуская биения блоков друг о друга.
Хранить регуляторы лучше подвешенными за первую ступень. Так, чтобы вторые ступени и манометр свободно свисали вниз. Без закручивания и завязывания шлангов узлом.
Это уменьшит вероятность остаточной деформации шлангов, приводящей к неудобствам в ходе эксплуатации регулятора.
Хранение не должно осуществляться вблизи нагревательных приборов или под открытыми лучами солнца.
Холодный подвал или холодильник – тоже не лучшие места для хранения вашего регулятора.
Так что, не впадайте в крайности…

Берегите себя и свой регулятор!
Безопасных вам погружений!
Удачи и Чётности!
Продолжение следует... ВСЕГДА.
Желающие провести сервисное обслуживание своего снаряжения или присоединиться к нашим тренировкам и путешествиям, могут связаться со мной по телефону:
+7 921 796-11-36 (в Санкт-Петербурге)
или e-mail: club@tech-diving.ru или воспользоваться формой на странице контактов.
Как всегда, тренинги проводит, сопровождает вас на маршрутах и рассказывает истории инструктор-тренер TDI/SDI N 8528 Konstantin Nekrassov.
О наших путешествиях, читайте в разделе "Путевые заметки":
Латинская Америка и Белиз:
1.С аквалангом в Колодец Жертв.
2.Тайны пещеры Лольтун (Loltun). Приключения в Мексике - байки и легенды.

3.Сообщение о делах в Юкатане...
4.Месяц дорог и приключений в Мексике. All roads lead to ADVENTURE !
5.Еще один месяц дорог по Эквадору, Перу и дайвинг-сафари на Галапагосах.

6.В царстве акул. Дайвинг-Сафари на Галапагосах.
7.Таинственный город инков Мачу-Пикчу. Или тайна купленная за один соль...
8.Куско - центр Империи инков.
9. КУБА-далеко...КУБА-РЯДОМ...

11.Галапагосы. Дайвинг-сафари и немного об Эквадоре...
12.Продолжение рассказа о путешествии легионеров клуба ORCA по Эквадору. Галапагосы.Дайвинг-сафари.

14.Возвращение в Puerto Baquerizo Moreno. Опять на Галапагосах.
15. Тайны хрустального черепа...
16.Дорога в Тикаль. Гватемала.
17.Крокодилы мутной реки Тарколес (Tarcoles). Коста-Рика.

18.Гуаякиль … Начало дайвинг-сафари на Галапагосах.
19.Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.
20.Поездка к Середине мира и поиски настоящего экватора в Эквадоре.
21.Дождь среди облачных лесов Миндо. Фотоохота на колибри и бабочек. Эквадор.

22.Северный Сеймур (North Seymour). Галапагосы.
23.Страна Кокосия или вечер на острове посреди океана. Галапагосы.
25.Продолжение дороги из Куско в Пуно: La Raya- Pukara - Juliaca - Puno.
26."Плавучие острова Урос на озере Титикака. Перу."

27.Остров вяжущих шапки мужчин -Такиле и наше "кораблекрушение" на озере Титикака.
28.Крепость Саксайуаман (Saksaywaman). Куско. Перу.
29.Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.
30.Пуэрто Вильямиль. Остров Исабела (Isla Isabela).

31.Сан Кристобаль. Галапагосы дайвинг-сафари. Часть II.
32.Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть IV
33.Первые впечатления от города туманов. Лима. Перу.
34.Приключения легионеров дайвинг-клуба "ORCA" на Кубе.
35.Лапа Ягуара ( Jaguar Paw Jungle Resort ). Белиз

36.Коста-Рика. Национальный парк Мануэль-Антонио ( Manuel Antonio).
37.Новые приключения легионеров в "каменных джунглях" Гуаякиля. Эквадор.
38.Исторический парк в Гуаякиле (Parque Historico Guayaquil).
39.Каменные звери базилики Вото Насьонал (Basilica del Voto Nacional). Кито...

41.Волшебный дождь в Куско и Лица из глины...
42.Дайвинг-сафари на Галапагосах, горные походы и приключения в джунглях. Эквадор и Перу 2019.
43.Радужные горы, священная Аусангате и другие чудеса Перу.
44.Путешествие Анны или сказ о том, как Большая Рыба океан переплывала.

45.Люди с чёрной кровью и другие легенды озера Титикака.
46.Записки Не Робинзона Крузо с необитаемого острова Рока-Партида.
Путевые заметки о Европе:
1.Корсика, драйв-дайвинг сафари.
2.Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель «Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона».
3.Джип-сафари по Сардинии и Корсике.

4."Переведи меня через Арно", или прогулки по Флоренции. Часть 1.
5.Испания. Архипелаг Медас. Проездом по Барселоне.
6.Приключения женской части легиона дайвинг-клуба ORCA на Мальте.
8.Джип-сафари по Сардинии и Корсике. Путевые заметки. Часть 2...

10.Прогулки по Лондону - путеводитель по истории и легендам. Часть 3.
11.Прогулка по Виндзорскому замку ...
12.Прогулка по "подводной тюрьме"...

14.В поисках "эстонской Атлантиды"... Затопленное "Городище" на карьере Rummu.
16.Лиссабон. Район за районом… Путевые заметки.
18.Дорога домой. Немного о Монако, Монте-Карло, Карраре и Пизе.

19.Синтра (Sintra) и мыс Рока (Cabo da Roca)...
20.Снежная весна на Лофотенах...
21.Драйвдайвинг легионеров клуба "ORCA" в Норвегии...
22.Сокровища с места крушения „Невероятного“. TREASURE from the WRECK of the UNBELIEVABLE.

Америка:
1.ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НЬЮ-ЙОРК.
2.Мост слонов - Бруклинский мост... Маленькие истории большого моста.
3.Завтрак «у Тиффани» на Малбери или «стулья, еда, краска, собака»…
4. Дайвинг в Национальном парке Йеллоустоун (Yellowstone National Park).

Египет и дайвинг на Красном море:
2.Wreck Gulf Fleet 31. Море Красное.
3.Немного о дайв-сайтах для технического дайвинга в Шарм-эль-Шейхе.
4.Погружение на Wreck Hebat Allah. Красное море. Египет.

7.Погружения на затонувшие корабли: wreck Hebat Allah, wreck COLONA IV, wreck Gulf Fleet 31.

Россия:
1.Совсем недальние Дальние Зеленцы. Баренцево море - двадцать лет назад.

3.Мраморный каньон горного парка Рускеала и прилегающие территории.
4.Описание дайв-сайтов озер Ленинградской области.
5.Описание дайв-сайтов на озерах Ленинградской области - часть вторая.

6.Рускеальский мраморный карьер.
7.Холодная надголовка. Зимние погружения на Мраморном карьере в Рускеале.
8.Бокситогорская Калифорния и пещеры Старой Ладоги.
9.Дайвинг в Дальних Зеленцах. Мы на Южном берегу моря Баренцева.
Прочее:
2.Ралли Шелковый Путь (Silk Way Rally ).
3.Приключения девушки дайвера на островах Индонезии. Алор,Бунакен,Траванган.
4.Дайвинг на островах архипелага Фиджи.
5.Гоа, поездка в край аюрведы, дауншифтеров и бесконечных песчанных пляжей.
6."Китайская мозаика". Путевые заметки о Китае. Часть I.
Best regards, Konstantin Nekrasov.
Instructor Trainer TDI/SDI 8528




















