Технический дайвинг. С чего начать? Первые шаги в глубины.

Увеличить

2024-02-27


Среди начинающих дайверов существует два противоположных мнения о техническом дайвинге.

Да и не только среди начинающих…


Споры эти никогда не утихают...



Одни говорят, что технический дайвинг – это круто.


Да потому что, надоело уже с одним баллоном рыбок смотреть на мелководье.

Приключений и опасностей разных хочется.

Зов бездны, знаете ли…


А еще хочется выглядеть «брутально» и «серьезно» в снаряжении красивом, баллонами разными обвешенным.

Так, чтобы «девушки радостно плакали, когда мы выходим на берег…»



Другие утверждают, что слышали от своего первого инструктора по дайвингу, о чрезвычайной вредности и опасности технического дайвинга.


Да потому что, смотреть на глубине нечего, ведь вся жизнь морская у поверхности собирается.


Декомпрессионные погружения – мало изучены, а поэтому несут только вред здоровью.


Снаряжение очень тяжелое и дорогое.

А девушки, что девушки. Они и так будут «радостно плакать, когда мы выходим на берег»…


При этом, ни первые/вторые, ни «первый инструктор вторых» никогда не занимались техническим дайвингом. Не имеют специальных знаний по физиологии, физике и технологиям технического дайвига. Тем более, не имеют практического опыта технических погружений…



Давайте попробуем вместе разобраться:


- Что такое технический дайвинг?


- Зачем им люди занимаются?


- Так уж он опасен по сравнению с рекреационным дайвингом?


- Кому не стоит заниматься техническим дайвингом?


- Какой уровень квалификации нужен для начала занятий?


- Как выбрать систему подготовки по техническому дайвингу?


- Как выбрать наставника - инструктора по техническому дайвингу?


Мешают ли нам ограничения рекреационного дайвига?

И бывает ли по-другому?


Вы уже знаете, что такое рекреационный скуба-дайвинг – это дайвинг для отдыха и получения удовольствия от общения с подводным миром.


Согласно стандартам рекреационного дайвинга, получать это удовольствие можно лишь в определённом диапазоне глубин.

Максимальная глубина доступная для дайверов любителей - 40 метров.

Но только при условии, что погружение на эту глубину соответствует уровню квалификации дайвера. К примеру - DEEP DIVER.


Разрешенная глубина может быть и меньше.

К примеру, дайверы с базовой квалификацией OWD (OPEN WATER SCUBA DIVER), могут совершать погружения на глубины не более 18 метров.


При этом существует ещё одно фундаментальное ограничение.

Рекреационные дайверы не могут планировать и осуществлять погружения с превышением так называемого бездекомпрессионного лимита (NDL), оставляя для себя возможность в любое время всплыть на поверхность за минимально допустимое время.

Это время ограниченно допустимой скоростью всплытия.


Другими словами – поверхность для вас всегда открыта.

(Есть тут некоторые нюансы, но об этом мы поговорим позже.)


Невозможность планирования и осуществления погружений с превышением NDL, приводит к тому, что ваше донное время очень ограничено.


Чем больше глубина вашего погружения, тем меньше вы можете там оставаться.

А значит и меньше времени на то, чтобы увидеть или рассмотреть что-либо интересное...


Также, рекреационный дайвинг не предполагает, что вы будете заплывать в подводные пещеры, затонувшие корабли и прочие надголовные среды...


Вы уже сами поняли, что рекреационный дайвинг имеет ряд ограничений.


Можно ли их преодолеть не жертвуя своей безопасностью?


Оказывается существует такой вид дайвинга, который также придуман для отдыха и получения удовольствия, но не имеет многих ограничений присущих рекреационному дайвингу.


Этот вид дайвинга называется рекреационным техническим дайвингом.


Или просто – ТЕХНИЧЕСКИМ ДАЙВИНГОМ.




I. Что такое технический дайвинг?


Технический дайвинг отличается от рекреационного более сложными условиями погружений, выходящими за рамки рекреационного направления, а также, особыми требованиями к снаряжению и соответствующей подготовке пловца.



К техническому дайвингу относят:


- Глубоководные погружения в открытой воде (погружения на глубину свыше 40 метров, требующие ступенчатой декомпрессии, ускоренная декомпрессия и/или использование различных газовых смесей во время одного погружения).


- Протяженные проникновения в «надголовные» среды, где отсутствует возможность «вертикального» всплытия.

Например, это погружения с проникновением в пещеры, затонувшие корабли, а также серьезные подледные погружения со значительной удалённостью проникновения от места входа.


- Погружения под воду с аппаратами замкнутого цикла – ребризерами.


- А также, различные комбинации и сочетания выше перечисленных пунктов.





We surface only because... WE MUST.


II. Для чего люди занимаются техническим дайвингом?


Что их мотивирует?


Если убрать из списка мотиваций: «крутость», брутальность и «радостные слёзы девушек» и т. п., то может остаться - осознанное понимание необходимости расширения диапазона ваших возможностей и умений под водой.

Это уже – кое-что…


Если вы уже имеете определённый практический опыт в дайвинге.

И пришло время, когда вам стало интересно:


- совершать более глубокие (чем лимиты по глубине для рекреационного дайвинга) погружения, используя при этом более безопасные и продвинутые технологии технического дайвинга


- дольше находиться на глубине (выходя за рамки NDL), занимаясь осмотром и проникновением в затонувшие корабли, подводными съёмками или наблюдениями за подводными обитателями глубин.

Да хоть поиском подводных кладов.


- исследовать подводные пещеры, восхищаясь их, скрытой от глаз большинства, красотой


- научиться использовать для погружений аппараты замкнутого цикла - ребризеры


- ощутить себя первопроходцем, находясь там, где до вас никто не был. Ведь «белых пятен» в мире осталось так мало…


При этом, относитесь к той категории людей, для которых любовь к приключениям, желание совершенствоваться в своем увлечении и тяга к познанию нового, не являются пустыми пафосными слоганами…


Значит - мотивация для занятий техническим дайвингом у вас уже есть!



ТЕХНИЧЕСКИЙ ДАЙВИНГ

III. Так уж ли опасен технический дайвинг по сравнению с рекреационным?


Мифы и реальность.


1. Может ли погружение быть бездекомпрессионным?


2. Являются ли погружения, не требующие обязательной ступенчатой декомпрессии (рекреационные погружения) абсолютно безопасными?


3. Существуют ли риски при не выполнении «Остановки безопасности»?


4. Безопасно ли доверять своему декомпрессиметру на 100 процентов?


Технический дайвинг на Красном море. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU

Все говорят о... РУСАЛКАХ.


Очень часто, адепты секты противников технического дайвинга, говорят о том, что «бездекомпрессионный» рекреационный дайвинг значительно безопаснее, чем декомпрессионный.


Порой они сами не понимают о чём рассуждают, пользуясь не собственными опытом и глубокими познаниями в области спецфизилогии дайвинга, а услышенными от кого-то мифами.


"Да, мы слышали, что декомпрессионный (в их понимании - технический дайвинг) опасен"- говорят они.


"Так пишут во многих учебниках и пособиях по дайвингу."

"Так рассказывают инструктора рекреационного дайвинга на курсах."

"Да и вообще, это всем дайверам известно. Об этом давным-давно все говорят на дайв-форумах…"


Ну мало ли о чём давно люди говорят…

Вот люди и о русалках уже тысячи лет говорят. О снежном человеке и Лох-Несском чудовище… И что?


К слову, в 2012 году Национальное управление Океанических и Атмосферных Исследований – NOAA (The National Oceanic and Atmospheric Administration), сделало заявление об отсутствии доказательств существования русалок.


Подобное заявление стало ответом на постоянно поступающие вопросы о реальности этих существ.

Ведь их так часто упоминают в популярной литературе и на TV. Люди так много говорят о русалках…


Вернемся к мифологии о чрезвычайной вредности декомпрессионного дайвинга в сравнении с «бездекомпрессионным».





Может ли вообще погружение быть «бездекомпрессионным»?


Дело в том, что бездекомпрессонного дайвинга не существует.

Бездекомпрессионный дайвинг, строго говоря, это погружение без всплытия!

Ну нет, скажете вы, такой дайвинг нам не нужен…

И это – правильно!


Понятно что расхожий, термин «бездекомпрессионный» дайвинг прижился в дайверовском сообществе благодаря утверждению, что если нет превышения значения NDL для той или иной глубины достигнутой в ходе погружения, «безопасное» всплытие может проходить без применения технологии ступенчатой декомпрессии.

Десатурация организма дайвера, в этом случае, проходит за счет соблюдения необходимой скорости всплытия.

Но это совершенно не означает, что мы совершаем бездекомпрессионное погружение. Это термин – не совсем корректен.



Погружения с обязательной ступенчатой декомпрессией при всплытии опасны, а погружения без обязательной ступенчатой декомпрессии - безопасны. Так ли это?


Но ведь это – миф!

Откуда взялось подобное утверждение?


Безопасность означает полное отсутствие риска, а погружения без обязательной ступенчатой декомпрессии при всплытии по-прежнему сопряжены с определенными рисками.


Да, да. Речь идёт именно о погружениях проходящих в рекреационном режиме.


Без определённой степени риска вообще ничего не бывает.

Тем более занятие дайвингом. Даже рекреационным.

Чтобы вам там не говорили на курсах…



Часто на базовых курсах по дайвингу, инструктор сильно запугивает начинающих дайверов, рассказывая об опасностях превышения бездекомпрессионного лимита.


Из-за этого запугивания, многие рекреационные дайверы верят, что с ними произойдет что-то ужасное, как только они превысят NDL.

Или, что еще хуже, они начинают паниковать, когда приближаются к его значению или случайно его превышают.


Последствием паники может стать всплытие без соблюдения необходимой скорости.

А вот это уже - по-настоящему опасно.


Не следует также преуменьшать значимость необходимости соблюдения лимитов по NDL и скорости всплытия. Любые перекосы в сторону значимости или ее отсутствия порождают опасные мифы и приводят к ошибочным действиям.



Существуют ли риски при не выполнении «остановки безопасности»?


На курсах рекреационного дайвинга вам уже рассказывали, что при определенных параметрах погружения, на всплытии вам необходимо выполнить «остановку безопасности». Называли эту остановку – «рекомендуемой».

Также ваш инструктор говорил вам, что при определённых условиях, эта «рекомендуемая остановка» становится «рекомендуемо-обязательной».


Существуют ли риски получения ДКБ, если вы не будете соблюдать эти рекомендации?


Да, эти риски существуют.



Можем ли мы доверять своему декомпрессиметру на 100 процентов?

Можем ли мы доверять своему декомпрессиметру на 100 процентов? Безопасно ли это?


Если у вас есть подводный компьютер, то быстрее всего вы читали мануал по его использованию. Попробуйте еще раз прочитать первые несколько страниц.


Со 100% долей вероятности вы прочтете примерно следующее:


«ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ И ДАЖЕ В СЛУЧАЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПЛАНА ПОГРУЖЕНИЯ, ПРЕДПИСАННОГО ДЕКОМПРЕССИОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ ИЛИ ПОДВОДНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ ВСЕГДА СУЩЕСТВУЕТ ОПАСНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕКОМПРЕССИОННОЙ БОЛЕЗНИ (ДКБ).


НИКАКАЯ ПРОЦЕДУРА, ПОДВОДНЫЙ КОМПЬЮТЕР ИЛИ ДЕКОМПРЕССИОННАЯ ТАБЛИЦА НЕ МОГУТ ИСКЛЮЧИТЬ НЕКОТОРУЮ ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕКОМПРЕССИОННОЙ БОЛЕЗНИ ИЛИ КИСЛОРОДНОГО ОТРАВЛЕНИЯ!


Физиологическое состояние человека может варьироваться день ото дня. Подводный компьютер не в состоянии учитывать эти отклонения.


Для сведения к минимуму риска возникновения ДКБ мы настоятельно рекомендуем вам соблюдать определяемые прибором пределы воздействий со значительным запасом.


В качестве дополнительной меры предосторожности перед погружением следует проконсультироваться с врачом относительно вашей пригодности...»



Кому не стоит начинать заниматься техническим дайвингом?

IV. Кому не стоит начинать заниматься техническим дайвингом?


Тем, у кого отсутствует достаточная мотивация для того, чтобы стать техническим дайвером.


Дайверам не склонным к проявлению упорства в достижении целей, не обладающих волевыми качествами и не желающим совершенствоваться.


Тем, кто не готов тратить свои силы, время и деньги на обучение, тренировки и снаряжение.


Нужно понимать, что переход в технический дайвинг потребует от вас значительно больше материальных и временных затрат, чем в рекреации.

Теоретическая часть курсов по техническому дайвингу предполагает, что вы обладаете хотя бы минимальным объёмом знаний в области математики, физики, анатомии и физиологии, а также желание и способность учиться.

Практические тренировки сопряжены с определёнными физическими нагрузками, значительно большими, чем в рекреационном дайвинге.


Дайверам не достигшим 18 летнего возраста.


Дайверам имеющим очень маленький опыт погружений на открытой воде.

Меньше 25 залогированных погружений. Хотя, и 25 - это очень «скромный» опыт.


Дайверам имеющим проблемы со здоровьем, которые препятствуют занятиям техническим дайвингом.



TRIMIX погружения на Wreck Gulf Fleet 31. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU

V. Какой уровень квалификации и практического опыта погружений необходим для начала занятий?


Как и в рекреационном дайвинге, на курсах технического дайвинга есть необходимые входящие требования к кандидату на прохождение обучения.


В технический дайвинг не приходят без базовой подготовки и уровня квалификации рекреационного дайвера.


По стандартам начальных курсов технического дайвинга, к примеру – курса INTRO TO TECH TDI, кандидат на курс должен соответствовать следующим входящим требованиям:


Минимальный возраст - 18 лет или с 15 лет с согласия родителей,

Квалификация SDI Open Water Scuba Diver или эквивалент,

Минимум 25 зарегистрированных погружений.


25 залогированных погружений - это и очень «скромный» опыт. На наш взгляд, желательно не менее 50 – 100 дайвов.

С возрастом – та же история. Я бы предложил подождать хотя бы до восемнадцати лет…

Хотя все люди разные и имеют разные способности…



VI. Как выбрать систему подготовки?


В мире существует достаточно большое количество агентств (TDI, GUE, IANTD…), которые занимаются сертификацией технических дайверов и предлагают свои, часто во многом похожие, программы подготовки.


Без сомнения, в нюансах подходов к обучению технических дайверов, у разных агентств есть много отличий.

Более того, некоторые агентства, исторически деятельность которых была сосредоточена только на линейке рекреационных курсов по дайвингу (PADI, SSI…), вводят у себя новые программы обучения, ориентированные на подготовку технических дайверов…


Так случилось, что начав заниматься техническим дайвингом по программам TDI (Technical Diving International в начале двухтысячных, мы продолжаем сотрудничать с этим техническим агентством и по сей день.


Первые курсы технического дайвинга по программам TDI были проведены нами в 2003 году.


На сегодняшний день TDI - одно из старейших и авторитетнейших в мире агентств, имеющее богатую историю, занимающееся разработкой программ и стандартов обучения технических дайверов.

А создано Technical Diving International (TDI) было ещё в 1994 году Бретом Гилльямом и Митчем Скагсом.

Технический дайвинг отличается от рекреационного более сложными условиями погружений, выходящими за рамки рекреационного направления, а также, особыми требованиями к снаряжению и соответствующей подготовке пловца.

В учебном центре нашего клуба вы можете не только пройти обучение на курсах технического дайвинга по стандартам TDI, но и стать профессионалом TDI - инструктором технического дайвинга.



как выбрать инструктора по техническому дайвингу?

VII. Как выбрать наставника - инструктора по техническому дайвингу?


Выбор вашего инструктора по дайвингу, а особенно по техническому дайвингу - дело не простое.

Этот выбор должен стать для вас серьёзным и продуманным шагом.


Мы уже размещали статью:


"Дайвинг. С чего начать и какую систему обучения дайвингу выбрать ? Для чего учиться? Как выбрать Инструктора ?" на нашем сайте.


В ней мы, в том числе, рассказывали о том, по каким критериям можно выбирать для себя инструктора по дайвингу.

В том числе и по техническому дайвингу.


Не поленитесь, прочитайте эту статью!


Без сомнения, при выборе инструктора по техническому дайвингу необходимо учитывать его:


практический опыт в технической сфере дайвинга,

регулярность его учебной практики и нахождения в воде,

на сколько он склонен к тому, чтобы самому обновлять и совершенствовать свои знания и навыки и т.д. и т.п. ...


Но, это то, что касается, любого инструктора по дайвингу.


Для технических хотелось бы добавить еще несколько пунктов, к уже описанным критериям оценки:


- технический инструктор должен уметь, особенно если вы попросите, объяснить принципы методик по которым он проводит тренировки и обучение. А не просто сослаться на стандарты;


- ваше общение с инструктором по техническому дайвингу должно быть комфортным;


- время отводимое на тренировки навыков, технологических процедур и протоколов взимодействия между дайверами, должно быть больше, чем время отводимое на различные "психологические тренинги". Исключать эти тренинги тоже не рекомендуется, но при условии, что они не будут подменяться тупым "кошмареньем и запугиванием дайвера";


- инструктор по техническому дайвингу не должен проявлять "лицемерие в отношении стандартов" лимитов и ограничений, пытаясь объяснить вам, что все ограничения в техническом дайвинге имет излишний запас по безопасности и "иногда" ими можно принебречь. Подобные "оговорки" в сочетании с "авторитетом" вашего интсруктора могут привести к трагическим последствиям.


- ваш инструктор должен соответствовать уровню кваллификации проводимого курса. Не смотря на то, что это бывает не часто, но к сожалению, такие случаи встречаются...



Всем, УДАЧИ и ЧЁТНОСТИ!


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ… ВСЕГДА.


Желающие присоединиться к нашим тренировочным программам могут связаться со мной по телефону: +7 921 796-11-36


Курсы проводит инструктор-тренер TDI/SDI N 8528 Konstantin Nekrassov.



Best regards, Konstantin Nekrasov.

Instructor Trainer TDI/SDI 8528




Технический дайвинг. Погружения на затонувшие корабли: wreck Hebat Allah, wreck COLONA IV, wreck Gulf Fleet 31. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU

Для тех, кому интересно, как проходят курсы по техническому дайвингу, на примере нескольких учебных программ - читайте и смотрите "картинки":


1.Семнадцать мгновений осени - глубокая серия и курс TDI Advanced TRIMIX DIVER.


2.Спарки, стэйджи, шлейки… Море Красное. Октябрь.


3.Серия тримикс погружений в июне.

Технический дайвинг на Красном море. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU

4.Июнь в деревеньке у моря. Начало тренировок...


5.Погружения на wreck COLONA IV. Риф Шабрур Умм Гамар.


6.Курсы технического дайвинга на Красном море. Возвращение в Египет.

Технический дайвинг на Красном море. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU Технический дайвинг на Красном море. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU

7.Технический дайвинг на сайтах Шарм-эль-Шейха.


8.Thomas Canyon.


9.Спарки, стэйджи, синева морских глубин...

TRIMIX погружения на Wreck Gulf Fleet 31. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU

10.Серия погружений на Wreck Gulf Fleet 31.


11.Январская серия TRIMIX погружений на Красном море...


12.Курсы Advanced Trimix Diver TDI на Красном море в августе.

Технический дайвинг на Красном море. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU

13.Куры технического дайвинга - Extended Range Diver TDI в августе.


14.Курс Декомпрессионных процедур (Decompression Procedures Diver TDI).


15.Курсы технического дайвинга на Красном море. Июнь.

Технический дайвинг на Красном море. Погружения на затонувшие корабли. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU

16.Курсы технического дайвинга на Красном море.


17.TRIMIX diver TDI. Расширяя диапазон глубин...


18.Раздвигая пределы. Курс Extended Range Diver TDI.

Технический дайвинг. Погружения на затонувшие корабли: wreck Hebat Allah, wreck COLONA IV, wreck Gulf Fleet 31. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU Технический дайвинг на Красном море. Погружения на затонувшие корабли. Дайвинг и путешествия вместе с WWW.TECH-DIVING.RU

О наших путешествиях, читайте в разделе "Путевые заметки":



Египет и дайвинг на Красном море:


1. Обитатели Красного моря…или кого можно увидеть и сфотографировать под водой, за пару недель пребывания в Хургаде .


2.Wreck Gulf Fleet 31. Море Красное.


3.Немного о дайв-сайтах для технического дайвинга в Шарм-эль-Шейхе.


4.Погружение на Wreck Hebat Allah. Красное море. Египет.

Дайвинг на Красном море

5.Rosalie Moller wreck .


6.Среди песка и камней...


7.Погружения на затонувшие корабли: wreck Hebat Allah, wreck COLONA IV, wreck Gulf Fleet 31.

Погружения на затонувшие корабли: wreck Hebat Allah, wreck COLONA IV, wreck Gulf Fleet 31.

Латинская Америка и Белиз:


1.С аквалангом в Колодец Жертв.


2.Тайны пещеры Лольтун (Loltun). Приключения в Мексике - байки и легенды.

Сообщение о делах в Юкатане... Колодец Жертв в Чичен-Ице. Месяц дорог и приключений в Мексике. All roads lead to ADVENTURE !

3.Сообщение о делах в Юкатане...


4.Месяц дорог и приключений в Мексике. All roads lead to ADVENTURE !


5.Еще один месяц дорог по Эквадору, Перу и дайвинг-сафари на Галапагосах.

Дайвинг в Мексике

6.В царстве акул. Дайвинг-Сафари на Галапагосах.


7.Таинственный город инков Мачу-Пикчу. Или тайна купленная за один соль...


8.Куско - центр Империи инков.


9. КУБА-далеко...КУБА-РЯДОМ...

Месяц дорог и приключений в Мексике. All roads lead to ADVENTURE ! Национальный антропологический музей в Мехико

10.Один месяц в дороге, или проездом по Центральной Америке...(Коста Рика, Белиз (Belize), Гватемала(Guatemala))


11.Галапагосы. Дайвинг-сафари и немного об Эквадоре...


12.Продолжение рассказа о путешествии легионеров клуба ORCA по Эквадору. Галапагосы.Дайвинг-сафари.

Еще один месяц дорог по Эквадору, Перу и дайвинг-сафари на Галапагосах. В царстве акул. Дайвинг-Сафари на Галапагосах.

13.Остров Half Moon.


14.Возвращение в Puerto Baquerizo Moreno. Опять на Галапагосах.


15. Тайны хрустального черепа...


16.Дорога в Тикаль. Гватемала.


17.Крокодилы мутной реки Тарколес (Tarcoles). Коста-Рика.

Тайны хрустального черепа... Дорога в Тикаль. Гватемала. Крокодилы мутной реки Тарколес (Tarcoles). Коста-Рика.

18.Гуаякиль … Начало дайвинг-сафари на Галапагосах.


19.Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.


20.Поездка к Середине мира и поиски настоящего экватора в Эквадоре.


21.Дождь среди облачных лесов Миндо. Фотоохота на колибри и бабочек. Эквадор.

Дождь среди облачных лесов Миндо. Поездка к Середине мира и поиски настоящего экватора в Эквадоре. Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.

22.Северный Сеймур (North Seymour). Галапагосы.


23.Страна Кокосия или вечер на острове посреди океана. Галапагосы.


24.Дорога из Куско в Пуно. Перу. Храм Виракоча, Ракчи и San Pedro Apostol de Andahuaylillas - начало пути.


25.Продолжение дороги из Куско в Пуно: La Raya- Pukara - Juliaca - Puno.


26."Плавучие острова Урос на озере Титикака. Перу."

Остров вяжущих шапки мужчин -Такиле и наше "кораблекрушение" на озере Титикака. Северный Сеймур (North Seymour). Галапагосы. Плавучие острова Урос на озере Титикака. Перу.

27.Остров вяжущих шапки мужчин -Такиле и наше "кораблекрушение" на озере Титикака.


28.Крепость Саксайуаман (Saksaywaman). Куско. Перу.


29.Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.


30.Пуэрто Вильямиль. Остров Исабела (Isla Isabela).

Сан Кристобаль. Галапагосы дайвинг-сафари. Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer.

31.Сан Кристобаль. Галапагосы дайвинг-сафари. Часть II.


32.Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть IV


33.Первые впечатления от города туманов. Лима. Перу.


34.Приключения легионеров дайвинг-клуба "ORCA" на Кубе.


35.Лапа Ягуара ( Jaguar Paw Jungle Resort ). Белиз

Один месяц дорог, или проездом по Центральной Америке... Лапа Ягуара ( Jaguar Paw Jungle Resort ). Белиз

36.Коста-Рика. Национальный парк Мануэль-Антонио ( Manuel Antonio).


37.Новые приключения легионеров в "каменных джунглях" Гуаякиля. Эквадор.


38.Исторический парк в Гуаякиле (Parque Historico Guayaquil).


39.Каменные звери базилики Вото Насьонал (Basilica del Voto Nacional). Кито...


40.Люди любят акул...

Волшебный дождь в Куско и Лица из глины...

41.Волшебный дождь в Куско и Лица из глины...


42.Дайвинг-сафари на Галапагосах, горные походы и приключения в джунглях. Эквадор и Перу 2019.


43.Радужные горы, священная Аусангате и другие чудеса Перу.


44.Путешествие Анны или сказ о том, как Большая Рыба океан переплывала.

Радужные горы, священная Аусангате и другие чудеса Перу.

45.Люди с чёрной кровью и другие легенды озера Титикака.


46.Записки Не Робинзона Крузо с необитаемого острова Рока-Партида.


Путевые заметки о Европе:


1.Корсика, драйв-дайвинг сафари.


2.Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель «Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона».


3.Джип-сафари по Сардинии и Корсике.

Джип-сафари по Сардинии и Корсике. Корсика, драйв-дайвинг сафари...

4."Переведи меня через Арно", или прогулки по Флоренции. Часть 1.


5.Испания. Архипелаг Медас. Проездом по Барселоне.


6.Приключения женской части легиона дайвинг-клуба ORCA на Мальте.


7.Проездом через Нюренберг...


8.Джип-сафари по Сардинии и Корсике. Путевые заметки. Часть 2...

Джип-сафари по Сардинии и Корсике. Корсика, драйв-дайвинг сафари...

9.Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель «Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона». Часть 2.


10.Прогулки по Лондону - путеводитель по истории и легендам. Часть 3.


11.Прогулка по Виндзорскому замку ...


12.Прогулка по "подводной тюрьме"...


13.Прогулка по Венеции...

В поисках "эстонской Атлантиды"... Затопленное "Городище" на карьере Rummu. Прогулка по "подводной тюрьме"... Таллинн. Карьер Румму.

14.В поисках "эстонской Атлантиды"... Затопленное "Городище" на карьере Rummu.


15.Замок Тоолсе (Toolse).


16.Лиссабон. Район за районом… Путевые заметки.


17.Залечь на дно... в Брюгге.


18.Дорога домой. Немного о Монако, Монте-Карло, Карраре и Пизе.

Снежная весна на Лофотенах...

19.Синтра (Sintra) и мыс Рока (Cabo da Roca)...


20.Снежная весна на Лофотенах...


21.Драйвдайвинг легионеров клуба "ORCA" в Норвегии...


22.Сокровища с места крушения „Невероятного“. TREASURE from the WRECK of the UNBELIEVABLE.

Сокровища с места крушения „Невероятного“. TREASURE from the WRECK of the UNBELIEVABLE.

23.В поисках льда зимой...



Америка:


1.ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НЬЮ-ЙОРК.


2.Мост слонов - Бруклинский мост... Маленькие истории большого моста.


3.Завтрак «у Тиффани» на Малбери или «стулья, еда, краска, собака»…

Обитатели Красного моря…или кого можно увидеть и сфотографировать под водой, за пару недель пребывания в Хургаде .

Египет и дайвинг на Красном море:


1. Обитатели Красного моря…или кого можно увидеть и сфотографировать под водой, за пару недель пребывания в Хургаде .


2.Wreck Gulf Fleet 31. Море Красное.


3.Немного о дайв-сайтах для технического дайвинга в Шарм-эль-Шейхе.


4.Погружение на Wreck Hebat Allah. Красное море. Египет.

Дайвинг на Красном море

5.Rosalie Moeller wreck .


6.Среди песка и камней...


7.Погружения на затонувшие корабли: wreck Hebat Allah, wreck COLONA IV, wreck Gulf Fleet 31.

Погружения на затонувшие корабли: wreck Hebat Allah, wreck COLONA IV, wreck Gulf Fleet 31.

Россия:


1.Совсем недальние Дальние Зеленцы. Баренцево море - двадцать лет назад.

Дайвинг в Дальних Зеленцах. Баренцево море.

2. Под водой найден клад!


3.Мраморный каньон горного парка Рускеала и прилегающие территории.


4.Описание дайв-сайтов озер Ленинградской области.


5.Описание дайв-сайтов на озерах Ленинградской области - часть вторая.

Дайвинг в Дальних Зеленцах. Мы на Южном берегу моря Баренцева.

6.Рускеальский мраморный карьер.


7.Холодная надголовка. Зимние погружения на Мраморном карьере в Рускеале.


8.Бокситогорская Калифорния и пещеры Старой Ладоги.


9.Дайвинг в Дальних Зеленцах. Мы на Южном берегу моря Баренцева. Совсем недальние Дальние Зеленцы. Баренцево море - двадцать лет назад. Дайвинг в Дальних Зеленцах. Мы на Южном берегу моря Баренцева.



ТЕХНИЧЕСКИЙ ДАЙВИНГ как выбрать инструктора по техническому дайвингу? Можем ли мы доверять своему декомпрессиметру на 100 процентов? Кому не стоит начинать заниматься техническим дайвингом?